venerdì 3 dicembre 2010

эх!!! свадьба свадьба!!!


Правда в том, что история об истинной любви превратилась  в волшебную сказку…











 
     Любая из сказок начинается  тем – что жили были на свете дед да баба, иль король и королева, у которых было дитя, чаще всего мальчик. И конечно ещё одна пара, которая жила далеко, иль просто была из более бедного сословия общества, но которая так же имела дитя. И вот по истечению какого-то времени эти двое молодых встречаются, влюбляются, проходят через какие-то препятствия, и наконец-то не сомневаясь в истинности своей любви друг к другу – женятся! 
     Если почитать сказки разных народов, то заметим что у всех свадьба – это самое значимое событие в жизни человека, конечно не считая рождение и смерть. Так же, это событие проходит во всеобщем веселье, молодожёнам желают счастья, дарят подарки, проводятся разные символические обряды, и конечно же – это всё длиться не один день и ни одну ночь:

«… и гуляли мы 3 дня и 3 ночи,
И никто с начала мира,
Не видал такого пира;
Я там был, мед и пиво пил,
Да усы лишь обмочил. »

      Испокон веков, свадебный ритуал считался одним из важнейших  переходных моментов в жизни человека. Свадьба – это инициализация в новый жизненный путь, в новую жизнь отличающаяся  от предыдущей – обязанностями, ролью в социуме. Это первая дверь в создании нового мира, нового космоса – то есть семьи, главной ячейки общества.
      На земле живут множество народов, каждый со своими традициями и обычаями, и конечно же все они интересны по своему, имея свои изюминки и отличительные характеры.      
     Все свадебные мероприятия, у большинства народов, начинались со смотрин и сватовства. Но есть конечно и исключение: например  в Армении родители сами выбирали жену для сына, а в Италии устраивались так называемые «пробные обручения». Пробные обручения осуществлялись таким образом – на листочках бумаги писали имена девушек и парней, которые потом тянулись так  - чтоб девушке попался парень, а парню девушка – получались пары «пробно обручённые». Молодые люди должны были вести себя как настоящие обручённые, то есть дарить подарки, появляться вместе, и если в течении определённого времени они не расходились то "пробное" обручение заменялось в конце концов настоящим. Если же этого не происходило – то есть молодые расходились, ни один из них не нёс никаких обязательств.     
       Очень интересен момент сватанья у Белорусов, а именно то что это очень суеверный народ, и во время подготовки и проведения разных свадебных церемонии, учитывались всевозможные приметы и суеверия!  Вот например, если конь начинал бить копытом – то сваты не выходили в этот день  из дому, или если им по дороге встречалась чёрная кошка иль заяц – то они возвращались домой!
      Так же интересен тот факт, что после обручения, когда уже молодые на пол пути  к великому мероприятию - по Греческим обычаям, на молодых накладывались разные виды запретов, в том числе и тот, по которому они не должны оставаться наедине, и право видеться у них так же было ограниченно!!!  И если вдруг кто-то из них нарушал хоть один из этих запретов – помолвка была расторгнута!!!
     Все думаю, слышали про серенаду, так вот это традиционная итальянская форма ухаживания. Это всё происходило таким образом: влюблённый с друзьями под окном/балконом девушки и под аккомпанемент гитары исполняли любовные песни, утреннее пение называется –
mattinata, а вечернее -  serenada. И в знак благосклонности, девушка бросала цветок!       
       Интересен тот факт, что у французов, например -  помолвка проходит  у невесты в доме, и все расходы берёт на себя отец невесты, так же он на себя берёт, и свадебные расходы! Конечно, в нынешнее время эти расходы поделены по полам между родителями, иль молодоженами – по экономическим рассуждения (в наши дни - это дорогое удовольствие, для семьи невесты).       
      Но наряду со всеми этими отличиями, есть и схожие традиции, например за пару дней до свадьбы устраиваются «до свадебные гулянки», под наименованием: «мальчишник» и «девичник».  У большинства  народов  это гулянье девушки и парни устраивали отдельно, но вот например в Германии молодожены со своими друзьями отдыхают вместе,  а перед  празднеством (Polterabend) влюблённые разбивают перед домом невесты глиняную посуду, грохотом отпугивая злых духов которые могут угрожать жениху и невесте, и после вечеринки  пара собирает осколки.     
     На Украине например, девичник устраивался как для молодых – в виде вечерней гулянки, так и для всей взрослой родни – в виде обеда, а кульминационным пунктом девичника, являлся поход невесты с подружками в баню!
      Так же немаловажным предсвадебным обрядом в северной Греции считался приход жениха за неделю (то есть в воскресенье) до свадьбы к, невесте с подарками, перед этим отправляя хну невесте. Подарки понятное дело для чего нужны – таким образом жених объявлял что через неделю состоится свадьба, но вот зачем хна!?  А вот хной, невеста красила волосы, этот процесс происходил вечером, на второй день после визита жениха, с помощью подружек – которые пели специальную песню и помогали невесте красить волосы.    
      Схожим  обычаем у многих народов является приготовление жениха и невесты в вечер перед свадьбой, невесту обмывали, а жениха стригли и брили – знак вступления во взрослую жизнь. У славянских народов так же практиковалось плетение косы невесте – знак замужней взрослой женщины.  В это приготовление молодых к свадьбе, включается и одевание невесты, которое происходит с помощью подружек невесты в доме девушки. Так же по этому поводу, в  Италии согласно поверью, те из них, кто помогал шить наряд невесте, сами выйдут замуж в течение года. А вот в Беларуси, невесту ни в коем случаи не одевали в её доме, а в соседском, и то - не в том который находится через дорогу от дома девушки, и ни в доме вдовы/вдовца, иль там где произошёл  пожар или умерли дети, одним словом в доме цветущей и счастливой семьи, но только так чтоб этот дом был на пути жениха к невесте! 
      Интересен ещё тот факт, что белый наряд невесты вошёл  в традицию всего лишь в XX веке, а до этого платья были  в национальном стиле,  в Италии это был праздничный наряд в цветах местности в которой проводилась свадьба; но практически в каждом народе встречается красный атрибут  в одежде невесты! У болгар – это вуаль красного цвета, у белорусов – это красные сапожки, и самотканый красный пояс которым обвязывали невесту,  так же красный цвет присутствует и в туалете итальянской невесты. Почему именно красный цвет!? Может это остатки древнеримской традиции накрывать молодожёнов красной вуалью – flammeum – с латинского фата, оберег то есть таким образом желая молодожёнам благополучие в семье оберегая их от сглаза.    
     Так же наряд невесты отличался одним атрибутом, используемым и сейчас – фатой. Только вот белая фата,  появилась недавно в XX веке у большинства народов (в Германии она появилась в XIV веке, символизируя невинность и чистоту), ею накрывали голову девушки. Интересной является белорусская фата (вэлюм) – которая имела 3 основные составляющие – одна часть закрывала косу, другая часть, более короче, опускалась вуалью через лоб на глаза и лицо невесты, а вот поверх пелерины ставился венок из цветов, третья часть вэлюма. Кстати венок - так же часть свадебного наряда невесты, встречающегося во многих народах.    
      В французском свадебном туалете, есть 4 обязательные составляющие вещи – это: что-то голубого цвета, что-то взятое в долг (у подруги), что-нибудь новое и что-нибудь старое (доставшееся по наследству, от бабушки например).
     День свадьбы  - это самый весёлый день, но наверное армянская свадьба, является  самой активной и необычной! Представьте себе: 7 дней гулянья, богатый стол, самые длинные тосты посвященные молодожёнам, заколотый жертвенный бык, выстрелы в воздух – прямь дух захватывает!!! Интересен так же армянский способ вести молодых в церковь – обвязывая пояс жениха платком, а другой конец держали у груди невесты – и это всё для того, чтоб ни кто им не перешёл дорогу и не лишил молодого мужской силы! Так же во врем венчания кавор (кум), держал скрещенные меч и ножны над головой молодых – таким образом оберегая их от сглаза.  После церемонии, свадебная процессия направлялась к дому жениха, во дворе которого начинался «кюх», шуточная борьба между родителями парня, в которой побеждала мать. Перед приходом новобрачных на пороге дома закалывали жертвенного барашка или петуха.    
       У украинцев, так же есть интересный обычай, но уже по выходу из церкви, дружка невесты обходила весь свадебный поезд 3 раза с иконой и хлебом, заклиная нечистую силу и злых духов, но самое впечатляющее это то – что не возбранялось  использовать ругательные слова!!! А вот белорусы, сразу после венчания, по традиции навещали могилы  своих предков, таким образом прося их благословение и защиту (эта традиция, во время СССР, продолжилась но молодые не ходили к могилам предков, а к советским памятникам, и обычай этот можно заметить в каждой постсоветской стране и ныне).
         Надо заметить тот факт, что практически у всех народов существуют 3 схожих обычая. Один из них это обряд прощания, в котором показывалось нежелание невесты покидать отческий дом, а проводы сопровождались ритуальным плачем и пением (таким образом начинался новый жизненный путь девушки). Посыпание молодых зерновыми/бобовыми культурами, лепестками цветов, мелкими монетами, сушёными фруктами, так же наблюдается у многих народов (у немцев знак плодородия невесты,  у белорусов – богатства, у армян – благополучие, и так далее). И третий обычай – это перенесение невесты через порог дома (у белорусов, порог это зона смерти и до него не надо дотрагиваться, у итальянцев – порог это было место посвящённый богине Весте – богини девственности которую не следовало беспокоить).        
      Да, народов много, и у всех интересные свадебные традиции, некоторые из них кажутся удивительными, может немного и непонятными, но в то же время радует то, что есть и повторяющиеся обычаи, которые объединяют нас всех.
      Но я хочу более подробно рассказать о свадебных традициях бессарабских болгар. Почему именно бессарабских болгар, а не просто болгар (то есть живущих в Болгарии) – только потому, что в данных традициях наблюдается сплетение нескольких культур (русских, молдавских, украинских) которые лишь насытили и так богатую в обрядах и обычаях болгарские предсвадебные и свадебные процессы.     
     Кто такие бессарабские болгары – это потомки болгарских переселенцев из Болгарии (входившей в Османскую Империю) в Бессарабию (отошедшая в 1812 году по Бухарестскому договору к Российской Империи) в конце XVIII - первой половине XIX века. Эти переселенцы основали более 60 сёл,  а так же 2 города – Комрат и Болград, последний так же является неофициальной столицы бессарабских болгар (город находиться в историческом регионе Буджака, на западе Одесской области Украины). По данным переписи 2002 года, на Украине проживают около 205 тысяч болгар, а в Республике Молдова (на юге страны, исключая Приднестровью в которой 1 село) проживают около 77 тысяч болгар по переписи 2005 года.      
     Идеалу болгарской совершенной личности характерны трудолюбие, здоровье, доброта, ум, высокая нравственность, чтение традиций, чувство прекрасного. Это можно заметить в сказках, в праздниках и обычаях, а так же в их символике, где зло всегда побеждено добром, и которые передаются из поколения в поколение. Таким образом, наблюдается, что это народное наследование является эстетическим, высоконравственным, а так же и философским заветом болгарского народа.     
           Вернёмся же к предсвадебным и свадебным обычаям, которые даже в наши дни не потеряли традиционную нить, и проходят согласно обычаям (преимущественно в сёлах).       
       Как и у всех, подготовка к данному событию не может происходить без согласия и благословления родителей молодых. Исходя из этого, после чего молодые поняли что хотят связать себя узами брака, и в непоколебимости своих чувств, парень засылает сватов к будущей невесте, в качестве сватов могут быть  близкие родственники иль соседи а так же нанятая сваха (старая женщина из села). Далее, если девушка согласилась на обручение, через неделю в воскресенье родители жениха идут на смотрины невесты, и происходит так называемая «одумване» - в которой родители молодых обговаривают все детали свадьбы. После этого, тоже через неделю, делается «годеж» - это маленькая гулянка в честь помолвки, и для того чтоб познакомились родственники парня с родственниками девушки, так же в этот день обговаривается дата свадьбы. Это всё происходит у девушки дома, и в конце празднества она, в знак согласия «дава знак» отправляя парню своё любимое платье и платок, которые остаются  у жениха до свадьбы.
      Обычно, свадьбы игрались  с ноября месяца по апрель (кроме дней на которые попадался пост), и длилось этот процесс неделю. 
      Вот что  происходило за неделю до свадьбы: жених выбирал «девера», им может быть брат или близкий друг жениха, который со среды по пятницу ходил по селу с хлыстом и «бъклицей» с вином (это сосуд, деревянный или стеклянный, округлой формы переплетённый кожаными лентами), таким образом всем, которых приглашал на свадьбу, он наливал вино (в доме в котором это вино заканчивалось, хозяин доливал вино), эта бъклица потом будет отдана жениху. А во время свадьбы, деверя перевязывают крест на крест (через плечо, на бедро) длинными платками 3 цветов. Так же в течении этой недели плелись венцы, которые надевались приглашенным  на голову, венцы изготавливались из ивовых прутиков на которых наматывали цветную бумагу (для мужчин – голубую или зелённую, а для женщин – розовую или жёлтую). И конечно же, пеклись хлеба и караваи.   
     Кумовьев у болгар не выбирают, они «передаются» по наследству – то есть крёстный отец жениха (он же кум его родителей) становиться кумом молодожёнам, если этого нет в живых или он больной, то место него, кумом становиться его сын. Интересно ещё и тот факт что в течении всей свадьбы, кумовья являются королями празднества, и командуют всеми событиями – то есть являются  главными героями наряду с молодыми. А отличительным атрибутом у кумовьев были длинные кусочки материи, которые невеста обвязывала крючком  а так же вышивала на них национальные мотивы, этими платками были обвязаны кумовья (по диагонали с плеча на бедро).        
      В субботу утром, у жениха собираются самые близкие «сватбари» (приглашённые на свадьбу), на их головы одевались венцы приготовленные заранее, и все вместе идут к куму домой, после этого направляются к дому невесты. В это время, кума уже у невесты дома, и вместе с «дружками» (подружки невесты) одевают невесту. Далее, дружки продают куме каравай – испечённый невестой, украшенный 3 ветками обмотанные цветной бумагой и нанизанными на них конфетами. После этого, кума выводит невесту во двор на подушке и организует «хоро» (хоровод) в которой участвуют только женщины. Танцуется во дворе до прибытия жениха с кумом и деверями (без родителей жениха, те остаются дома), когда они замечаются, невеста прячется в доме, и родители невесты встречают тех хлебом да солью. После приветствия, жених с деверями стучится  в дверь за которой прячут невесту, и начинается торг между деверями и дружками. После «оплаты» выкупа, выходит невеста с тарелкой в руках, в тарелке одно яблоко, сладости и монеты (сладости  - символ сладкой будущей жизни, монеты – богатства,  а яблоко – познания). Далее следует ритуал определения главного в семье – невеста подбрасывает яблоко жениху, тот должен его поймать, но в это время молодожёны должны постараться наступить на ногу друг другу, и кто кому первый на ногу наступил тот и будет в доме командовать, а сладости и монеты раздаются  детям.         
     После этого, жених берёт невесту, и отец невесты выводит молодых, которые держаться за лозину к столу и усаживает их, а лозинку кидает на крышу дома, далее играется маленькая свадьба в доме невесты. После первого стола, сватбари танцуют, и происходит процедура в которой задаривают невесту подарками, первыми дарят кумовья, потом подкумы (это пары приглашенные со стороны кумовьёв), и следом уже все остальные гости. Невесту сажают по середине двора, и каждый ставит на неё всё что захочет – этим обогащая её приданое. Следует второе застолье, но на более короткое время, после которого происходит «тургата кръст» (окончание праздника у невесты дома) в котором дарятся деньги, кума собирает их в платок и даёт невесте – будущей хозяйки (первоначальный капитал новой семьи).   
     Так заканчивается празднование свадьбы  у невесты в доме. После чего кумовья ведут молодых в церковь на венчание. После венчания сватбары направляются к дому кума, в котором устраивается  маленькое застолье, после которого кумовья одаривают молодых (кумовья, обычно дарят молодым что-то из мебели или домашней бытовой техники). Подарки загружаются в телегу (или машину), и вся процессия едет к дому жениха.     
      У калитки, мама жениха встречает свадебный поезд,  в руках она держит хлеб и соль, а так же 2 цветка (предпочтительно 2 розы). Она даёт молодожёнам по цветку, после чего 3 раза с хлебом и солью ходит вокруг молодых – это обряд принятия в новую взрослую жизнь  2 молодых людей (дарение цветка), а так же делается оберег от ненастий (3 круга сделанных матерью вокруг жениха и невесты).
     После этого, кто-то из сватбарей осыпает родителей жениха мукой (к урожаю), и проходит процедура дарения невесты в доме жениха. В этот момент подходят все остальные гости, которые не присутствовали до сих пор (каждому на голову одевается венец), в подарок невесте они несут: новое ведро полное зерна или муки, и вино – это мужчины, и каравай и домашнюю птицу – это женщины: таким образом, молодая хозяйка обретает первоначальный «взнос» в своё хозяйство. Далее гости садятся за богато расставленный стол. Привычными свадебными (и не только свадебными а праздничными) блюдами являются: голубцы, фаршированный перец, рис с кислой капустой и бараниной, картошка (нарезанная  крупными полумесяцами) с ягнёнком,  много птицы варенной, милины (болгарские плацынды), кавырма (жареная молодая баранина в большом казане на костре), и конечно же холодец (этим блюдом хозяйки всегда соревновались – у кого он получиться более прозрачней и красивее).
     После первого стола следовали танцы  и игры. Игры были разные, танцы с веником, с подушкой, с платком, и все они весёлые и интересные (ничем не отличаются от тех, которые знаем мы, то есть танец с веником: все танцуют парами, а один человек с веником – музыка заканчивается он бросает веник и ищет себе пару, кто остался без пары – тот и танцует с веником; так же и с платком и с подушкой – отличие состоит лишь в том, что в танце с платком выбранного человека целуют в щёку становясь на одно колено на платок, а на подушку садятся и тоже целуются).
     Далее сватбары садятся за стол, после которого кум начинает собирать денежки с гостей –  это так же происходит в шуточной форме – то есть, кум подходит к каждому с ракией (водкой) или вином, и гости ставят деньги на поднос. После чего все гости выпили с рук кума, и поставили деньги, кум начинает их считать, а считает он именно количество банкнот – если непарное число выходит – он добавляет одну банкноту от себя, тогда  один из гостей может опять добавить банкноту – и кум будет обязан поставить ещё одну (чтоб было парное количество купюр), игра продолжается  до того момента как гости перестанут проверять великодушие кума!
     Празднество заканчивается к 5 утра. Примерно в это время, кума усаживает молодоженов на стулья, снимает невесте фату и надевает платок (знак взрослой женщины, и будущей хозяйки), возле неё понос на котором 2 чашки с мёдом и 2 ложки, из которых кума кормит молодых мёдом (в знак будущей сладкой и счастливой жизни). Далее невеста с подружками и кумой входит в килер (маленькая комната в доме, что-то похожее на кладовку), там происходит раздевание невесты и приготовление к брачной ночи. Невеста раздета и приготовлена, дружки и кума выходят из килера – и туда входит жених.
     После того как  кума выходит из килера, она рвёт по кусочку из своего каравая (купленного у дружек во дворе дома невесты), и раздаёт сватбарам. А дружки, которые раздевали невесту с кумой, пьют немного ракии закусывая сладостями, и ставят на стол немного денег (кто сколько хочет). Далее, кумовьёв  с музыкой увозят до дому, там садятся за стол, и через 30-40 минут расходятся. Таким образом, заканчивается первый день свадьбы.
     На второй день кумовья, дружки, девер и близкие родичи собираются у дома жениха в 9 часов утра.  Уже накрыт стол, на котором больше сладких блюд, и милины. Гостей встречает кума наливает им ракию, те кладут на поднос немного денег и маленькие подарки для невесты, а возле стола за которым они садятся, стоит сито накрытое белой материей в котором укрыто простыня и ночьнушка невесты, и кто хочет, может удостовериться в том что невеста была чиста и девственна!
       По окончании этой маленькой гулянки, мать жениха отправляет куму и пару женщин к матери невесты с ситом (в котором укрыты простынь и ночьнушка) и с «червеной»/«сладкой» ракией (то есть подслащенной водкой – доказательство того что девушка была девственна, и в знак благодарности её родителям).  У дома невесты собрались уже пару родичей с их стороны, и когда приходит кума со сладкой ракией мама невесты зажигает костёр у ворот дома, и там все женщины танцуют хоро (таким образом, показывается  всем соседям что их дочь  была невинна и радость родителей). Далее все заходят во двор и садятся за стол, возле стола ставится сито с «доказательством» невинности невесты, и происходит та же процедура что и в доме жениха – то есть, выпивается рюмочка сладкой ракии и закусывается сладким, на поднос возле сита кладутся деньги, и садятся за накрытый стол (все деньги собранные этим утром в доме жениха и невесты отдаются невесте).      
     Эта гулянка длиться  не долго, уходя кума крадёт что-то из дома невесты для молодых – но это делается таким образом – чтоб хозяйка не заметила, и как можно более комичней (если успевает, кума крадёт пару вещей, но это могут быть и птицы). После ухода кумы, родители невесты со своими гостями догуливают до обеда или вечера.    
       Очень  интересные события происходят  в это время у жениха в доме, где остались молодые и остальные гости. После ухода кумы, невеста выходит во двор, и начинается испытание на терпеливость, то есть невеста греет воду, и гости подходят к ней якобы помыть руки, за это они ей дают денежку, но самое интересное состоит в том – что умывшись, они друг друга измазывают сажей, или чем-то другим, и опять подходят к невесте умываться. Эта  процедура длиться до того момента как гости перестанут мазаться сажей и удостоверяться в том что молодая хозяйка терпелива. Далее родителей жениха одевают в жениха и невесту – но наоборот, то есть отца в невесту, а маму в жениха, сажают их в тележку и везут в крычму (бар), по дороге их могут опрокидывать – родители в свою очередь, должны обещать всё что пожелают гости (это может быть особая выпивка, или сладости в крычме). В крычме родители угощают  всех присутствующих выпивкой и сладостями (так же исполняя свои обещания данные по дороге) – таким образом, родители жениха показывают всему селу свою радость и гордость за сына.     
     После этой маленькой посиделки, все возвращаются  к дому жениха, где их ждёт уже кума, и до вечера печётся милина. Вечером приходят гости со стороны невесты и её родители, им дают милину, а те в свою очередь дарят молодым деньги и подарки. Поздним вечером все расходятся, таким образом, закрывая второй день свадьбы.
      Через неделю, во вторник вечером,  в доме жениха делается  поуранке – это вечеринка, на которой собираются кумовья, близкие родичи с обеих сторон и родители. В этот вечер так же устраивается стол, танцы, и в конце празднества – то есть утром, все гости дарят молодым подарки и деньги.
     А в воскресенье  происходит первый выход молодой пары в люди и в церковь, а выходят они только в сопровождении кумы. Вечером того же дня родители жениха и молодые идут в гости к родителям невесты, где садятся за стол – так происходит первый совместный ужин 3 семей.
     В течение года молодые живут в доме жениха, и в течение этого года в каждую субботу или воскресенье молодые идут к родителям невесты (для того чтоб жених привыкал к новой семье, ко вторым своим родителям). А идут они не с пустыми руками! Девушка несёт своим родителям – хлеб и готовую курочку, а парень – вино в бъклице (да да, именно в той с которой девер приглашал всех на свадьбу). По истечении года, молодые переезжают в своё собственное жилище, но так же ходят к своим родителям, по праздникам, или когда захотят.     
     Таким образом, празднуются свадьбы бессарабских болгар, бывают, конечно, и некоторые вариации – но не надо забывать о влиянии молдавских и украинских обычаях, но и о том, что болгары сами по себе – народ консервативный, который с особым рвением чтит свои традиции и обычаи!
      Так и формируется новая семья, которая не остаётся без присмотра взрослых, без дельного совета, и так же без сладкой и весёлой дальнейшей  семейной жизни! Потому что – как пройдёт свадьба, так протечёт и вся последующая семейная жизнь молодых!    

И я, на такой свадьбе была,
Сладостями – вино закусывала!
Дружкой возле невесты танцевала, в килере её переодевала….
И с венцом – через неделю домой ушла! :)



Nessun commento: